злая@Di'n'Go ([info]goga) wrote,
@ 2008-01-29 02:10:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
фантастика
Триггером послужили Стругацкие. Т.е., это ощущение было уже давно, можно сказать, всегда - несмотря ни на то, что и книги, и фильмы фантастические мне нравились (а сейчас я имею в виду именно научную фантастику), а все равно присутствоало ощущения что что-то не то. Потом стало понятно что именно не так. Потом это стало раздражать. Потом я перестал обращать внимание, и, в конце концов, просто забыл. А последнее время попал на несколько фантастических фильмов по телеку, затем сел перечитывать Стругацких... Ну почему практически все фантасты вплоть до 80-х годов, описывая будущее, в том числе технологические достижения человечества, абсолютно никаким образом не допускали развития коммуникационных и информационных технологий? Ракеты? Пожалуйста! Путешествия во времени? На здоровье! Биотехнологии? И их у нас есть! Персональный коммуникатор? п-п-п-пер... куда? Компьютер с экраном? С чем-чем? Хватит с вас и мигающих кнопок на консоли! А хранение и обработка информации? Бумага и ручка; перфокарты; в лучшем случае - магнитная лента. О нормальных интерфейсах похоже никто даже не задумывается. А о том чтобы уменьшить все эти технологии до транспортабельных (я уже не говорю - умещаемых в карман*) размеров и вообще речи не идет. Понятно, конечно, что писатели оперируют знакомыми читателю понятиями, можно сказать, опускаются до его уровня. Но ведь они фантасты, футуристы. Они должны предсказывать технологии до их появления. И имплементация абсолютно неважна - важно то, что они допускают существование чего-то, чего еще не существует, и заставляютпозволяют читателю в это поверить. Впрочем, не описанием технологий сильны Стругацкие.
Ну и раз уж заговорили о фантастике (плюс, как раз сейчас краем глаза смотрю старую "Планету Обезьян") - практичеси все герои - исследователи, космонавты, потерпевшие крушение, да и вообще все - ведут себя настолько нелогично, что просто удивляешься как почему все неприятности с ними не происходят гораздо раньше. А если с ними ничего не происходит - вообще непонятно что они там делают. Вышли, типа, наивные чукотские дети на минутку на минное поле в прятки поиграть. Т.е., конечно, если они не будут себя так тупо вести, то о чем тогда книгу писать/фильм снимать, но все же, не мешало бы немного здравого смысла и логики добавить в их поведение. А то, одни на незнакомой планете, практически, только прилетев, оставив на берегу всю одежду и снаряжение, лезут купаться в озере. Другие голыми руками реакторы горящие гасят... Ну да ладно, это уже тема для отдельного поста.
Кстати, раз уж о фантастике - а ведь многое из того, о чем писали, как о далеком будущем, в котором гордое человечество должно если не до звезд добраться, то уж планеты солнечной системы в сады превратить, уже наступило. В плане времени. А у нас не то что других планет, а даже летающих автомобилей нет. Впрочем, до 2015 года, в котором произойдет "Назад в будущее II", еще 7 лет. Так что, может еще и появятся. А пока, вспоминаю детство - играю в Sam & Max. Замечательная в своей неполиткорректности игра.
Ну, я пошел играть. Всего хорошего. В следующем выпуске поговорим о... о чем-нибудь поговорим.

________________________
*Насколько иногда удобнее было бы говорить по-английски. Вот, например тут - ведь portable звучит гораздо уместнее, чем "транспортабельных", а pocketable - чем "умещаемых в карман"



(Post a new comment)


[info]midbar
2008-01-29 07:36 am UTC (link)
а я вот с детства жду когда наступит будущее "Гостьи из будущего", но там вроде бы с запасом было - до 2086 года.
А еще была Одиссея 2001. и где оно?

(Reply to this) (Thread)


[info]goga
2008-01-29 08:02 am UTC (link)
угу. где она, одиссея 2001?

(Reply to this) (Parent)


[info]igorama
2008-01-29 07:43 am UTC (link)
http://blog.myspace.com/index.cfm?fuseaction=blog.view&friendID=83479657&blogID=309824580

(Reply to this) (Thread)


[info]goga
2008-01-29 08:03 am UTC (link)
не пускает. а что там?

(Reply to this) (Parent)


[info]moon_aka_sun
2008-01-29 11:24 am UTC (link)
Переносной, носимый, карманный.

(Reply to this)


[info]alexaggi
2008-01-29 01:11 pm UTC (link)
А никто в ту сторону и не думал. Коммуникации это же, по большому счету, просто суррогат личного общения. Причем до сих пор, не смотря на все достижения видео-конференции и тому подобное, всё еще неадекватная замена личному общению.
А в 80е как раз начали упираться в скоростные пределы обычных транспорных средств - начало появляться понимание что автомобили скажем никогда не будут ездить со скоростью 500 км\ч... да и 250-то скорее всего не будут. В массовом порядке. Соответсвенно начали думать в сторону. А тут и персональный компьютер появился - IBM PC как раз в 83 году если я не ощибаюсь слепили. Ну там apple II чуть раньше - но один черт после 80 года.
А уже потом всё понеслось по накатанной колее - мощнее и меньше размером. Пока не уперлись в ограничение тактовой частоты. И теперь пошли многоядерники - а надо ли тебе обьяснять что 2 ядра по 2ггц это совсем не то же самое что одно ядро в 4 ггц?
Вода в гору не течет. Прогресс выбирает самую лёгкую дорогу...

(Reply to this) (Thread)


[info]goga
2008-01-29 03:40 pm UTC (link)
Но ведь можно же было предусмотреть, что - исключительно для удобства - персональные средства коммуникации хотя бы появятся. Ну, и размеры примут приемлемые. А уж если говорить о межпланетных перелетах - то и тем более.
Одно дело - прогресс, другое - его предсказывание.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]alexaggi
2008-01-29 04:15 pm UTC (link)
Фантасты пользуются всего одним основным "способом" предстказания - "экстраполяция существующих свойств и возможностей". Вроде бы (насколько мне известно) никто и никогда не придумал чего-то такого-эдакого, во время написания текста абсолютно неизвестного.
Если в то время "ожидания" были направлены на скорое многократное увеличени скорости и легкости передвижения (вышел из дома в москве - через час читаешь лекцию в новосибирске) то разумеется какие тут коммуникаторы, зачем? Скоро трамвай будет на луну ходить...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]goga
2008-01-29 04:28 pm UTC (link)
В этом как раз отличие фантастов от футуристов. К сожалению, первые не всегда вторые. А мне лично хотелось бы наоборот :) С другой стороны, ты, конечно, прав насчет развития технологий в том отношении, что пока какая-то технология невостребована, то и фантастическая мысль в ту сторону не очень движется. Какие персональные коммуникаторы, если и обычный телефон для многих недостижим.

(Reply to this) (Parent)


[info]v_domik
2008-01-29 03:40 pm UTC (link)
ты знаешь, мне у Стругацких больше нравятся книги, где вообще никто никуда не путешествует.  Пикник на обочине, град обреченный (наверное моя любимая), за миллиард лет до конца света, и т.д.

А на счет будущего как мы его видим (или видели), так посмотри как мы общаемся не друг с другом с помощью компьютера, а с самим компьютером.  По старинке давим на кнопочки.  В современной фантастике герои разговаривают с компьютерами, а что делать если человек глухонемой?  или нужно работать в тишине?  Что делать, блин, если борги тебя окружили, а ты орешь на "Старшып Энтерпрайз" как придурок и выдаешь свои позиции?!!!!  А там даже клавиатуры нету, чтобы дать команду "открыть кингстоны"!!!  Ой, что это я....  Да, ну в общем, что нибудь придумаем. ;)

(Reply to this) (Thread)


[info]goga
2008-01-29 03:45 pm UTC (link)
Так я и не спорю, что главное у Стругацких - не технологии.
А насчет твоих вопросов о будущем - ну а киборги как? Взять те же старые фильмы - Джонни Мнемоник, Киборг, другие похожие, книги Гибсона - там существует прямое подключение к мозгу. Вот тебе и ни клавиатуры не нужно, ни орать громко :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]v_domik
2008-01-29 05:29 pm UTC (link)
к мозгу подключать плохо.  компьютер будет постоянно уходить "на х..й" :))

(Reply to this) (Parent)


[info]alexaggi
2008-01-29 04:17 pm UTC (link)
Да уж. Разговоры с компьютером это как видео-телефон. Попробовал и то и то - и отключил. Ибо неудобно...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]goga
2008-01-29 04:24 pm UTC (link)
Это все из-за несовершенства п/о. Когда компьютер научится по контексту определять в разговоре со многими участниками обращение к себе, а также разовьются процессоры натурального языка - все станет удобно. Это ведь естественный интерфейс для человека, и если не придется его искуственно упрощать и/или приспосабливаться - он будет очень быстро принят.
Ну а видеотелефон чем плох? Ты про видео в UMTS, или о чем-то другом говоришь?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]ctapnep
2008-01-29 10:21 pm UTC (link)
не станет. Это я тебе, как специалист по тех-поддержке говорю. Вот вроде общаюсь с людьми на понятном им языке. А объяснить, что надо сделать - невозможно. Показать можно (не запоминают, но это другое дело), а объяснить - нет. Вот представь, что у тебя тольковый распознаватель речи. И тебе надо ответить на это сообщение.
Надо, чтоб ты как-то сказал компу на какое сообщение отвечать. Чтоб это был ответ на сообщение, а не в тему. Потом надо набрать текст (это просто). А вот дополнительные опции опять неудобно голосом.
Ну и так далее.

Потом кроме компьютерного определения обращения к себе еще надо научить остальных собеседников не реагировать на твое общение с компом. Я вот пока писал этот пост успел по телефону поговорить. А при голосовом вводе не смог-бы.

Ну и главное - для того, чтобы адекватно реагировать на голосовые команды, комп должен знать весь софт. Или система ввода должна быть для каждого софта своя, что менее удобно. А первое вообще не реализуемо. Единственный выход - развитый ИИ. А тогда уже это не совсем комп. Тогда все вопросы переходят в другую плоскость.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]goga
2008-01-29 10:37 pm UTC (link)
ну я ж все-таки о фантастике говорю - в идеальном случае ты бы смог компу сказать что-то типа "погоди немного", и поговорить по телефону. а еще лучше - он бы и сам понял, что ты не с ним разговариваешь.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]ctapnep
2008-01-29 10:42 pm UTC (link)
да у компа проблем нет. Проблемы у меня. Не смог-бы я тебе отвечать тут во время разговора по телефону. А при клавиатурном вводе - могу.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]goga
2008-01-29 10:44 pm UTC (link)
ну так множественые интерфейсы еще никто не отменял :)

(Reply to this) (Parent)


[info]gobelen
2008-01-29 10:10 pm UTC (link)
У Стругацких был Большой Всемирный Информаторий. По описанию это был терминал в доме у каждого с которого можно получить любую информацию. Секретную по спецдоступам разного уровня. Чем не интернет? Не знаю как кому, а мне домашний терминал БВИ представлялся в виде чего-то очень похожего на банкомат. Экран, клавиатура, принтер. В устройство back end Стругацкие не вдавались, но это и не важно. Предположим back end был миллиардами рассеянных серверов, соединенных в единую сеть.

(Reply to this) (Thread)


[info]goga
2008-01-29 10:34 pm UTC (link)
Действительно, информаторий я упустил. Но все равно, это скорее исключение, чем правило. К тому же, у тех же ранних Стругацких с технологиями совсем плохо. Но оно там и не главное.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]krace
2008-02-01 07:26 am UTC (link)
у моего любимого Савченки был Информационно-Регулирующий Центр — этакая компьютерная связь/техподдержка/служба доставки. Правда, терминалов носимых вроде не было, просто датчики понатыканы были везде, где только можно. Зато про глобальное Потепление там много было. И выходы из ситуации описаны, кстати.  ;)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]goga
2008-02-01 06:54 pm UTC (link)
А как книга называется?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]krace
2008-02-03 07:50 pm UTC (link)
"За перевалом". Интересная книжка, в детстве она меня просто взорвала.

(Reply to this) (Parent)


[info]krace
2008-02-03 07:58 pm UTC (link)
http://www.lib.ru/RUFANT/SAWCHENKO/za_perewalom.txt

я уже писал о ней когда-то давно, просил откликнуться тех, кто её читал. никто, кажись, не отозвался.
а сейчас полез искать ссылку по-новой, чтобы в жж не копаться, — тем временем Савечнко успел помереть.  :(

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]goga
2008-02-03 09:33 pm UTC (link)
спасибо, почитаю

(Reply to this) (Parent)


[info]goga
2008-01-29 10:39 pm UTC (link)
Кстати, к Стругацким у меня в основном другие претензии - как ни странно то, из-за чего я их и люблю - не верю я в подобное поведение людей. Т.е., наоборот, верю, но зачастую не считаю его правильным/логичным/полезным для того же общественного блага за которое они так борются. Но тему этих противоречий АБС и сами поднимают.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]gobelen
2008-01-29 11:34 pm UTC (link)
ХВВ читал?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]goga
2008-01-29 11:36 pm UTC (link)
Да. Я как раз сейчас у Шума взял полное собрание сочинений перечитать.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]gobelen
2008-01-29 11:47 pm UTC (link)
Обрати внимание на естественность поступков тамошних персонажей. Если собрание "черное" оттуда выкорчеваны почти все места, где Жилин глаголит как сверхчеловек. Если не выходить за рамки реализма, которым эта книга к текущему моменту стала, не возникает сомнений, что, сыграв гимн СССР на самолюбии он неминуемо станет слегачём-наркоманом.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]goga
2008-01-30 12:33 am UTC (link)
Да, черное.

(Reply to this) (Parent)


[info]krace
2008-02-03 08:06 pm UTC (link)
кстати, что немцу дрожка — то русскому УПЯЧКА!!1

(Reply to this) (Parent)


[info]ctapnep
2008-01-29 10:12 pm UTC (link)
Гога вернулся!!! 100 лет тебя не видел-не слышал. Как оно? Где пропадаешь?

Что касается технологий в фантастике... таки местами и коммуникации присутствуют. В основном речь идет о мнгновенной межзвездной связи, но учитывая, что народ через тысячи световых лет кому-то дозванивается, то надо понимать, что звонит на мобильник, а не на станцию связи :)
Видеофоны опять-же присутствуют иногда. Стационарные, так вообще часто, но и портативные встречаются. Просто на них никто не заостряет внимание. А вот те, которые заостряют - те да, говорят о бобинах с перфолентой и маленьких портативных телефонах, размером всего с чемодан.

(Reply to this) (Thread)


[info]goga
2008-01-29 10:40 pm UTC (link)
ой, кто здесь?! :)
да тут я. просто лень было писать. а вчера вот не лень стало :)

(Reply to this) (Parent)


[info]goga
2008-01-29 10:43 pm UTC (link)
да и вообще - начиная годов с 80-х (наверное, как только спрос на технологии появился, т.е., как только люи убедились, что это не только возможно, а и становится практически доступно) ситуация с технологиями значительно улучшилась.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]ctapnep
2008-01-29 10:57 pm UTC (link)
тут всё странно. О полетах к звездам писали уже очень давно. И никого не заботил принцип работы двигателя. А вот с телефонами почему-то народ сильно боялся выйти за рамки привычного.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]goga
2008-01-29 11:34 pm UTC (link)
может потому что телефон горадо доступнее полета к звездам? :)

(Reply to this) (Parent)

Конкурсы фантастики
[info]ayamato
2008-07-26 02:38 pm UTC (link)
Рекомендую записаться и поучаствовать в конкурсах фантастики. Их проводят на сайте "Библиотека фантастики и фентези".

Здесь находятся условия конкурсов.

Высылаются призы - в качестве призов там книги фантастической тематики.

Победитель оглашается на той же странице, если у победителя есть свой ЖЖ, то на него ставят ссылку.

Мне понравилось участвовать, поэтому и рекомендую.

(Reply to this) (Thread)

Re: Конкурсы фантастики
[info]goga
2008-07-26 07:40 pm UTC (link)
нет, спасибо, я не писатель, и даже не критик - я так, побр

(Reply to this) (Parent)


Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…